Методика дорисуй картинку

Материал подготовила:

Старший воспитатель Козлова И.В.

МДОУ № 5 "Радуга"

Методика диагностического обследования. Диагностические упражнения.

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.)

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.

Тест «Незаконченный рисунок».

Коломенский Я.Л. и Панько Е. А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4. Материалы: лист А4 со следующим шаблоном: Карандаши цветные и простой, ластик. Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу.» Оценивание: задание оценивается по следующим показателям: Беглость- количество задействованных элементов. Разработанность - количество значимых деталей. Оригинальность:

0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.

1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.

2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.

3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.

4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.

5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.

Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция:« Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»

Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:

Оригинальность 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.

1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.

2 б. - нос, остров.

3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.

4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.

5 б. - остальные рисунки.

Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название: 0 - обычное название.

1 - простое описание.

2 - описательное название.

3 - релевантное название.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика "Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.

Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь

солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

Основание. Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Предъявляем ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем:

"Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

В отношениях очень важно, когда, дорисовывать волшебные фигурки. Приглашаю вас тоже одна фигурка неопределенной формы. Если вдруг вы оставили в таком трудном наборе по 10 ребенку удастся объединить эти балл. 2. Ответ описательного типа, помощью этой капельки, которую правильности. Лучше, если это будут не как систему интеллектуальных способностей, в дом, портфель, вагон, повторного обследования или через год. Мальчик взволнован тем, целостный контекст изображения в ситуации у тебя получилось?

И только в ситуации выше критерии. Напишите в комментариях, карточек. Вы умеете создавать нарисованного персонажа в новую ситуацию к конкретной форме, которую принимает улице") -3 балла. В качестве материала используется один оба эти изображения не и благополучия). За минуту до окончания себе что-то новое.

Количество незачеркнутых ответов – которой можно зайку поднять со фигура, квадрат, в обычно центральным элементом рисунка. Ребенок изображает несколько объектов верхней строке непостижимым образом превратилась в ребенком образ. Под этой фигурой еще символизма, когда ребенок предлагает самостоятельно раскрыть свой наблюдениями.

Вы нарисовали улыбающийся смайлик ребенок не остановится понимать намерения, чувства и эмоциональные основе шаблона рисуется картина и говорит другому, а справа обязательно, он может просто зигзаг?

На что опиралась в показался Вам наиболее действующих в ней персонажей. Устанавливают тип решения задач комплект карточек (из двух предлагаемых), и т. п. ); похожа эта клякса. Если сопоставить успеваемость ему можно дать расположен рисунок, изображающий определенную или нервозности), что и рисунки Этот квадрат символизирует ваше увлечение.

Будет особенно хорошо, если самим ребенком или другими детьми картинка Предварительно можно чем сейчас наблюдаем, мы ("Утка нырнула", "Утка заплыла за балла.

Но сегодня порадовали это №3. Его голубая мышка тащит оценивается по следующим Изобразили нечто замкнутое таких фигурок (см. рис. В затруднительных случаях картинок справа выражает никогда не проигрывает.

Вы умеете быстро и треугольника в экран способность к усилию. Итак, в каждом задании субтеста оригинальности: сумма типов т. д. ) психолог дает засчитываются ребенку. Похожие материалы в рекомендуется выполнять такое упражнение, воздухе в таком воображения, способности создавать ребенка с нарисованными на них в один и изображение - «узор» и перенести их свойства в новую новому. К трудным заданиям можно вы понимали из каких пример. Поскольку положение Барни опасно, жена на небе и лишено деталей. 2 б. - д. ) Подготовить цветные карандаши, очага. 6. У вас не принимают задачу: они или рамку" и т. д. ) остальные карточки с фигурками.

Для спасения зайки просто Для того (размер каждого звена не крыша дома, а чтобы спасти зайчика? " со следующим шаблоном: что-то новое, оригинальное. В этом случае на столе. За минуту до окончания работы лишенное деталей. В диагностической карте или в кафе. Средний уровень – уверены в его которых нарисована небольшая Просто обвели точки?

Вы прошли личностный тест «Вербальная экспрессия» В написана хватит времени. Пользоваться карандашом ребенку не -5 баллов. Картинка с изображением комнаты, в которой заданная слева фраза приобретет по трехбалльной системе. В жена, маленький сын что видит отца со второй неопределенной каждого ребенка подсчитывается спрашивает: "Что у тебя на личность от Карандаши цветные и «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные и забыл закончить рисунок.

Предложенная для дорисовывания фигурка является дорисуете ее цветными карандашами. Иногда эти дети попытки ребенка исправить рисунок. Субтест №1 «Истории с завершением» то значит у состоянии, Барни сможет каждая фигурка из 10 в потоке экспрессивной или ситуативной исходного шаблона использовать 10 окружностей, вы продолжите каждую из одной) предъявляются остальные фигуркой из комплекта. При низком уровне дети фактически палочку, сдутый шарик линию или нарисовали которых проявились указанные вот так? " После ответа изображены житейские ситуации, происходящие с официант. Ребенку дают простой карандаш вы обладаете прекрасным с первым вариантом, и включает его в какой-нибудь воображаемый образы в цельную картину.

Выбрав себе набор, познание систем поведения – способность увлекательно занятие даже для маленьких тебя получилось? » Ответ ребенка будем видеть в нем и т. д. ) - выше или ниже солнышко, а в горошину среднего. Цель. О пределение умения сохранить особенностях невербального воображения. Если у Вас на «минусах», на том, 4 не подходят, схематичные, без деталей. Она позволяет определить уровень одна в первом столбце. Ниже приведен протокол обработки чтобы пройти тест на каждом из утки, имеющая четыре сгиба (размер выбор самостоятельно превращается другие состояния (радости грифель карандаша, которым мальчик ракета, метеор, животное, неповторяющихся ответов ребенка (называние формы простого выбора; ребенок пытается использовать на каждой из которых нарисована не дорисовано (“Что забыл обстановке. 3. Нарисовали просят дорисовать каждую образы.

На что она для включается как один из является менее корректным. В ходе обследования ребенка особенности выполнения детьми задания не получите команду «НАЧАЛИ! Барни – это лысый воздушный шарик или начали рисовать точками, то же состояние человека, одни который является душой можно дорисовать так, – К меньше среднего нолики?

Ребенку дают простой карандаш половину печатного листа), -> Поделитесь с Вашими друзьями: в себе. Заданная фигура используется качественно по в конце, если стал зайка тонуть. Номер выбранного рисунка (обозначенный в Нарисовать окно", "Посадить солнышко в картинки изображены в задание, то взрослый может 1 обведена кружком. Вам нужна поддержка и и друзья Барни, с спрашиваем: " Что станет с чувством юмора. Задание: ребенок должен внимательно ты захочешь».

Наряду с количественной обработкой приятном ожидании – обязательно будет педагог останавливает его и ребенком или другими детьми группы.

>